Новости

Информация по некоторым вопросам использования в работе субъектов оценочной деятельности электронного документооборота и электронной подписи — 4 декабря 2015 г.

Информация по некоторым вопросам использования в работе субъектов оценочной деятельности электронного документооборота и электронной подписи В связи с обращениями субъектов оценочной деятельности Фонд государственного имущества Украины предоставил разъяснения по вопросам использование электронного документооборота и электронной цифровой подписи субъектами оценочной деятельности при составлении отчетов об оценке имущества:

«Требования к отчету об оценке имущества определены в статье 12 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» (далее - Закон) и Национальным стандартом №1 «Общие основы оценки имущества и имущественных прав», утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 10.09.2003 года №1440, которыми установлено, что отчет об оценке имущества подписывается оценщиками, которые непосредственно проводили оценку имущества, и скрепляется подписью руководителя субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования. Документы и другие информационные материалы, собранные оценщиками в процессе проведения оценки имущества, вместе с отчетом об оценке имущества хранятся в архиве субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования не менее пяти лет, если иное не установлено договором на проведение оценки имущества.

Действующими законодательными и нормативно-правовыми актами по вопросам оценки имущества не установлено требование по составлению отчета об оценке имущества исключительно в письменной форме.

Статьей 8 Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» предусмотрено, что юридическая сила электронного документа не может отрицаться исключительно из-за того, что он имеет электронную форму.

Законом Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и Законом Украины «Об электронной цифровой подписи» устанавливаются четкие требования к процессу создания, отправки, передачи, получения, хранения, обработки, использования и уничтожения электронных документов. При соблюдении требований указанных законодательных актов Фонд не возражает против использования субъектами оценочной деятельности - субъектами хозяйствования в своей деятельности электронной подписи при составлении отчета об оценке имущества.

Следует отметить, что рецензенты, работающих в штате Фонда, его региональных отделениях и представительствах, в своей деятельности руководствуются Положением о порядке рецензирования отчетов об оценке имущества и имущественных прав рецензентами, работающими в штате Фонда государственного имущества Украины, его региональных отделений и представительств, утвержденным приказом Фонда от 31.10.2011 года №1585/1 (далее - Положение). Разделом III Положения устанавливаются требования к отчету об оценке имущества, поступившего для рецензирования, в частности отмечается, что с письменным запросом на проведение рецензирования прилагается оригинал отчета об оценке имущества, который должен быть прошит (прошнурован), пронумерован, скреплен подписью субъекта оценочной деятельности - предприятия, проводившего оценку. Исключения могут касаться только случаев, предусмотренных пунктами 3.4 и 3.6 Положения. Указанным нормативно-правовым актом не предусмотрена процедура рецензирования отчетов об оценке имущества, поступивших путем электронного документооборота и скреплены электронной подписью.

Учитывая указанное в случае необходимости рецензирования отчетов об оценке имущества рецензентами, работающими в штате Фонда, его региональных отделений и представительств, в том числе в случаях обязательного обеспечения рецензирования отчетов об оценке имущества, Фондом к работе принимаются отчеты об оценке имущества, поступающих в бумажной форме.

На выполнение задания, определенного пунктом 134 Плана мероприятий по выполнению Программы деятельности Кабинета Министров Украины и Стратегии устойчивого развития «Украина - 2020» в 2015 году, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 04.03.2015 года №213-р, Фонд разработал изменения в Закон, которыми в том числе предусматриваются полномочия Фонда по истребованию у субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования отчета об оценке имущества или его копию для рецензирования.

Учитывая указанное и требования, которые определены Положением, в случае применения субъектами оценочной деятельности - субъектами хозяйствования электронного документооборота и электронной цифровой подписи при составлении отчетов об оценке имущества следует обеспечивать копирование такого отчета об оценке в бумажной форме с соблюдением требований по оформлению в соответствии с национальными стандартами оценки имущества.

Организационно-правовые основы функционирования электронного документооборота и использования электронной подписи органами государственной власти определены постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.2004 года №1453 «Об утверждении Типового порядка осуществления электронного документооборота в органах исполнительной власти» и постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.2004 года №1452 «Об утверждении Порядка применения электронной цифровой подписи органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями государственной формы собственности».

На сегодняшний день Фондом приняты организационно-технических мероприятий по подключению к электронной системы взаимодействия с органами исполнительной власти в соответствии с Порядком работы с электронными документами через систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти с использованием электронной цифровой подписи, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 01.11.2012 года №1600/5. Введение электронного взаимодействия Фонда с юридическими и физическими лицами станет возможным в дальнейшем в случае решения дополнительного комплекса правовых и организационно-технических вопросов».

Экспертно-оценочная компания "Система"

eacs.com.ua