Новости

Преимущества и недостатки нового порядка регистрации прав на недвижимое имущество — 9 апреля 2013 г.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является важным фактором обеспечения и защиты прав собственников, обеспечение официального признания и юридического закрепления государством прав физических и юридических лиц на недвижимое имущество.

Вадим Проценко, юрист ЮК JURIMEX, специально для UBR.UA.

С 01 января 2013 года в соответствии с новой редакцией Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений" (далее - Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений проводится государственными регистраторами прав на недвижимое имущество, а также нотариусами как специальными субъектами, на которых возлагаются функции государственных регистраторов.

Процедура проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений, перечень документов, необходимых для ее проведения, права и обязанности субъектов в сфере государственной регистрации прав определяются вышеуказанным Законом, Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 22 июня 2011 г. №703 (далее - Порядок), а также другими нормативными актами.

Учитывая, что существующие сейчас правила государственной регистрации прав на недвижимость существенно отличаются от тех, которые существовали ранее, они имеют достаточное количество положительных моментов и преимуществ.

Новый порядок оформления и регистрации прав на недвижимость направлен упростить процедуру регистрации прав и сделать систему учета прав более прозрачной и упорядоченной.

Некоторые недостатки новой системы регистрации

Несмотря на свои положительные черты новый порядок регистрации прав на недвижимое имущество имеет и некоторые недостатки.

1. Относительно порядка предоставления информации из государственного реестра прав на недвижимое имущество.

С момента внедрения новой системы регистрации прав на недвижимое имущество нотариусы столкнулись с некоторыми практическими неудобствами.

Так, согласно п. 2 Порядка предоставления информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22 июня 2011 г. №703 информация из Государственного реестра прав предоставляется государственным регистратором прав на недвижимое имущество органа государственной регистрации прав в форме извлечения, информационной справки и выписки.

В соответствии с п. 7 Порядка доступа нотариусов к Государственного реестра прав на недвижимое имущество пользования информацией о зарегистрированных вещных правах, их отягощения на объект недвижимого имущества, содержащейся в Государственном реестре прав, осуществляется нотариусом исключительно при совершении нотариальных действий в отношении этого объекта недвижимого имущества.

Запрещается предоставлять другим лицам по их обращению информацию, полученную в соответствии с указанным Порядком, кроме случаев, установленных законом.

Исходя из толкований указанных норм, нотариусы лишены законодательной возможности предоставлять владельцам и правообладателям официальную информацию из реестра прав на недвижимость.

Как пример, собственник имущества или лицо, имеющее вещное право на чужое недвижимое имущество, лишены возможности получить у нотариуса информацию о таком имуществе непосредственно перед совершением нотариальных действий в отношении такого имущества.

В таком случае, вышеуказанные лица должны сначала обратиться к государственному регистратору для получения выписки из реестра, а затем, убедившись в том, что имущество действительно существует в реестре и на него нет никаких отягощений, обращаются к нотариусу для совершения нотариальных действий.

Безусловно, было бы удобнее, если бы нотариусы самостоятельно могли выдавать выписки из реестра прав на недвижимое имущество. Это объединило бы процедуры получения информации об имуществе и совершения нотариальных действий в отношении такого имущества.

2. Относительно процедуры регистрации права пользования (аренды) недвижимостью.

С изменением законодательного подхода к порядку регистрации прав на недвижимое имущество появились некоторые коллизии в процессе регистрации права пользования (аренды) недвижимостью.

Так, для того, чтобы зарегистрировать право пользования (аренды) земельного участка, собственник должен сначала согласно новому порядку зарегистрировать право собственности на указанное имущество.

Согласно ч. 4 ст. 3 Закона права на недвижимое имущество и их отягощения, возникшие до вступления в силу настоящего Закона, признаются действительными при отсутствии их государственной регистрации, предусмотренной настоящим Законом, при условии, если регистрация прав и их отягощений была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения, или если на момент возникновения прав и их отягощений действовало законодательство, не предусматривающее обязательной регистрации таких прав и их отягощений.

Однако, на практике органы регистрации отказывают гражданам в регистрации права пользования недвижимым имуществом, учитывая, что право собственности на имущество не зарегистрировано в соответствии с определенным законом порядке.

При таких условиях органы регистрации советуют сначала обращаться к ним с заявлением о регистрации права собственности, а потом уже регистрировать иное вещное право на имущество.

Пунктом 6 Заключительных и переходных положений Закона №1878 от 11.02.2010 г. (с изменениями и дополнениями) определено, что физические и юридические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины при проведении государственной регистрации прав, возникших и зарегистрированных до проведения государственной регистрации прав в порядке, определенном Законом.

3. Относительно ограничения доступа органов регистрации к Государственному земельному кадастру.

В настоящее время действующим законодательством Украины не предусмотрено доступа органов государственной регистрации прав к базам данных органов Государственного земельного кадастра, а лишь установлен механизм взаимодействия этих органов с целью обмена соответствующей информацией (статья 28-1 Закона, статья 30 Закона "О Государственном земельном кадастре").

Государственная регистрация прав на земельные участки проводится после государственной регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре, до момента внедрения электронного подключения нотариусов к Государственному земельному кадастру, после чего при совершении нотариальных действий выдача таких выписок из Государственного земельного кадастра (ГЗК) на земельный участок будет осуществляться нотариусами лично.

Так что в будущем Госземагентство и Минюст намерены упростить процедуру регистрации прав на земельные участки.

В частности, чтобы гражданам при первичной регистрации земельного участка и прав на него не приходилось обращаться к двум ведомствам, государственным кадастровым регистраторам планируется дать право непосредственно регистрировать участок в базе Укргосреестра, а нотариусам право получать выписку из ГЗК непосредственно во время совершения нотариальных действий.

Таким образом вопрос законодательного регулирования отношений в сфере государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество имеет важное значение для общества в целом.

Поскольку новая система регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества в настоящее время находится в стадии становления, остается надеяться, что со временем все существующие коллизии будут урегулированы на законодательном уровне.

По материалам:

Информационный портал «Украинский Бизнес Ресурс» (ubr.ua).

Экспертно-оценочная компания «Система»

www.eacs.com.ua